отзывы коллег
 
Сегодня нет с нами не только талантливого живописца, известного портретиста Игоря Радомана, но и многих из тех, с кем он дружил, общался, работал, делился жизненными впечатлениями и профессиональными секретами. Некоторые из коллег успели сказать доброе слово об искусстве Радомана на его вернисажах, в книгах отзывов, в печати, в каких-то оставленных записях и устно запомнившихся репликах. Другие, ныне здравствующие, коллеги и младшие современники художника до сих пор вспоминают и высоко ценят блистательную живопись Игоря Владимировича и ниже делятся впечатлениями от работ, встреч и неповторимых черт мастера. Эти впечатления соседствуют с высказываниями тех, кого уже нет, как и адресата приведенных здесь «писем» и душевных посланий.
 
 




 




Олег Савостюк
живописец, график, плакатист, народный художник России, действительный член Академии Российского искусства
Наше живописное искусство 2-й половины ХХ века наметило определенную тенденцию жесткости, колористической сдержанности и глухости в живописи. Игорь Радоман в своем творчестве как бы противостоял этому направлению романтической стрункой, праздничным настроением живописи. Его кисть всегда звучала как голос певца - широко, свободно, раскрепощенно. У нее был дар радости, характер чего-то драгоценного, жизнеутверждающего, притом очень естественного, органичного...>>>
Как ученик и воспреемник живописной школы Грабаря, художник Радоман сохранял и развивал лучшие лирические традиции отечественного искусства, заветы колоризма, светоносности, звучности красок. Этого художника образно можно назвать «космонавтом живописи», поскольку ему были по силам самые сложные задачи художественного воплощения человеческих эмоций и размышлений.
  
Владимир Цигаль
скульптор, народный художник СССР, действительный член РАХ
Теперь трудно представить, но и мы когда-то были молодыми. И в нашей беспокойной студенческой жизни были свои кумиры, которым мы, да и наши великие учителя И.Э. Грабарь и А.А. Дейнека, прочили блестящее будущее. Одним из таких кумиров был Игорь Радоман. Он мог легко, за один-два сеанса написать портрет с поразительным сходством, или обнаженную модель, - но так, как многим из нас даже не снилось...>>>
Я видел, с какой виртуозной легкостью он расписывал на стене панно с большими фигурами лётчиков, а в свободное время без устали писал портреты всех своих друзей, знакомых и соседей по дому. И конечно же, сделал много портретов своей очаровательной супруги Розиты.
Повезло и моей дочери Танечке, запечатленной кистью Радомана. Увидев ее портрет, я пришел в восторг, Игорь предложил: вылепи портрет моей Ирины, тогда я подарю тебе свой, а ты мне свой. Так мы и поступили. С тех пор портрет Татьяны у нас дома. И хотя многое изменилось в нашей жизни во взглядах и вкусах - каждый раз, глядя на этот портрет, я с любовью вспоминаю Игоря и неизменно говорю: «Вот это был мастер!».
  
Мариам Асламазян
живописец, народный художник России, народный художник Армении
Мне знаком труд портретиста из личного многолетнего опыта, и в этом трудном, ответственном, часто неблагодарном жанре Игорь Радоман - один из наиболее преуспевающих и авторитетных мастеров. Его отличают черты видимой легкости изображения при педантичной основательности и необходимости изучения натуры, снайперская точность глаза и уверенная грация руки.
  
Валерий Малолетков
керамист, график, живописец, народный художник России, член-корреспондент РАХ
С Игорем Радоманом я не был знаком лично, но его искусство мне стало известно по собранию семьи, благодаря тому, что она сохранила лучшие его работы. Живопись Радомана - поразительный сплав таланта, темперамента, мастерства и высочайшего колористического дара. Его волшебная кисть создавала на поверхности холстов светлый мир Красоты, Добра и Гармонии. Подобно Моцарту, художник творил легко, без видимых усилий и творческого пота...>>>
Радоман владел всеми жанрами изобразительного искусства. Он блестящий портретист, автор сюжетных композиций, натюрмортов и пейзажей. Но главное, он живописец Божьей Милостью, один из продолжателей лучших достижений русской живописной культуры в «московской школе» 2-й половины ХХ века. Для меня искусство Радомана соответствует корневому определению понятия живописи.
Колористическое совершенство, абсолютная цветовая гармония и генетический вкус его творений не вызывают желания спорить о проблемах истинной живописи. Все эти проблемы стары, как мир, но их решение оказалось по плечу немногим мастерам. За всю историю отечественной живописи наберется всего несколько десятков художников счастливо обладавших выдающимся даром колориста, чьи творения - синоним абсолютного живописного видения. Думаю, что московский художник Игорь Радоман в полной мере относится к их числу.
Как это часто бывает на Руси, он не получил при жизни того признания, которого был достоин. Но высший суд Творца - это Время. Прошедшие после ухода художника годы наглядно подтвердили, что судьба подарила нам выдающегося живописца - Игоря Радомана.
  
Татьяна Радимова
живописец, заслуженный художник России
Человеческое лицо - красивое и не очень, совсем еще юное и со следами нелегко прожитой жизни, знакомое во всех подробностях и тонкостях мимики и только что случайно встретившееся и остро заинтересовавшее - человеческое лицо было всегда высшей ценностью и неиссякаемым источником вдохновения для Игоря Радомана...>>>
Даже в течение мимолетного разговора или затянувшегося дружеского застолья художника всегда интересовало лицо собеседника - как возможный образ портрета, как драгоценная житейская история. У Игоря Радомана был замечательный дар «читать» с лица модели, с внешних черт портретируемого его судьбу, его внутренний мир, его жизненную биографию. Это очень большое искусство портретиста, и это очень редкая удача художника.
  
Петр Андрианов
живописец
Радоман... Имя... Искусство... Поэзия... Маэстро и другие высокие слова уместны в оценке творчества Радомана, но более емкое определение будет: особость. Видимо, божественное виденье натуры и пластическое отраженье действительности, особый язык - создавали высокий результат в его произведениях. Недаром, он был одним из апостолов у гениального нашего соотечественника, художника, создателя «Истории Русского искусства», - Игоря Эммануиловича Грабаря, - нашего общего учителя...>>>
Тот, кто по каким-то причинам был свидетелем работы Радомана над настенной живописью, - когда он с небольшого рисунка, без всякой разметки, потрясающе свободно, с величайшей точностью наносил углем изображение (которое всегда было больше натуры), - просто завораживался: это было восхитительно, это было убедительно по всем параметрам профессионального мастерства.
  
Александр Квасов
график, акварелист, заслуженный деятель искусств России
Писать портреты вождей, руководителей государства, общественных и политических деятелей доверялось в нашей стране далеко не всем художникам. На эту роль призывались самые высокие профессионалы, наиболее безупречные мастера - И.Бродский, Б.Иогансон, А.Герасимов, И.Грабарь... И то, что И.Радоман создал ряд портретов и картин в этом жанре лишь подтверждает его профессиональную репутацию, его творческий универсализм...>>>
Мне довелось многому научиться на примере искусства Игоря Владимировича Радомана - не раз восхищался его колористическим мастерством, верностью компоновки, точностью детали и общим гармоническим строем каждого большого и малого произведения. Мне довелось многому научиться на примере искусства Игоря Владимировича Радомана - не раз восхищался его колористическим мастерством, верностью компоновки, точностью детали и общим гармоническим строем каждого большого и малого произведения.
  
Мария Савченкова
живописец, заслуженный художник России
С моим покойным мужем - народным художником России Василием Кирилловичем Нечитайло мы очень любили и ценили живописное творчество Игоря Радомана. Кроме того, он был прекрасным рисовальщиком, блестяще закончил монументальное отделение Суриковского института и многое успел сделать в этом виде искусства...>>>
В годы войны нам довелось встречаться и общаться в эвакуации в Самарканде. Однажды мы вместе писали одну постановку и ученик Серова, замечательный художник и педагог Николай Павлович Ульянов выделил и похвалил работу Игоря. Это была не пустая похвала, а высокая оценка способностей начинающего художника.
  
Татьяна Коновалова-Ковригина
живописец
В наши молодые студенческие годы Игорь Радоман выделялся своеобразной красотой, элегантностью, очень ровным и доброжелательным отношением к товарищам. Но главное, был он талантлив, владел даром изображать все точно, натурально и мастерски. Наверное, поэтому женщины никогда не отказывали ему позировать - им льстило быть запечатленными так хорошо и естественно. Этот талант изображения женской модели впоследствии великолепно проявился в портретах его любимой жены и спутницы...>>>
Помню, как мой муж Виктор Андреевич пригласил Радомана участвовать в росписи интерьеров станции метро «Киевская», и несмотря на то, что они были очень разные художники, Игорь сумел вписаться в «ансамбль» и справился со своей задачей очень профессионально и быстро.
  
Николай Петров
график, живописец, заслуженный художник России
Один из удачных женских портретов Игоря Радомана мне приходилось не раз видеть у моей соседки по мастерской скульптора Зинаиды Васильевны Шестеркиной. Художник изобразил её молодой, привлекательной, с очевидным сходством и поэтическим настроением...>>>
Мне часто приходилось беседовать с Радоманом в парткоме МОСХа, где я был секретарем, а Игорь Владимирович имел мастерскую в этом же доме и спускался ко мне по вечерам, так сказать, поговорить по душам после своего рабочего дня перед мольбертом. В этом был его отдых, общение с коллегами.
  
Сергей Крамаренко
Герой Советского Союза, генерал-майор авиации
В жизни мы часто встречаемся, знакомимся со многими людьми самых различных профессий. Но встречи с выдающимися личностями, тем более художниками, довольно редки. Еще реже они превращаются в дружбу. Поэтому встреча с известным живописцем Игорем Радоманом сначала вызвала интерес к его многочисленным работам. Эти полотна утверждали его большой талант портретиста. Мне импонировали его портреты, в них улавливались лучшие человеческие качества портретируемых: простота, скромность, искренность, благородство...>>>
Когда Игорь Владимирович предложил мне позировать, я почти месяц, в дни подготовки к первомайскому параду приходил после репетиций к нему в студию. По два-три часа мы проводили в беседах об искусстве, о его творческих исканиях, о его моделях и портретах. Поражала удивительная способность мастера выявлять наиболее характерные качества и запечатлевать их на полотне. Надо сказать, что его явно привлекали яркие, героические личности. Так, он много работал над образом выдающегося летчика, асса второй мировой войны, трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. На портрете он изображен во весь рост, это образ много видевшего и испытавшего воина.