биография
 
 
 
Биографическая справка
28.05.2009
Игорь Владимирович Радоман (1921–1992), заслуженный деятель искусств РCФCP, монументалист, живописец, график, работавший в таких жанрах станковой живописи, как сюжетно-тематическая картина, портрет, натюрморт, пейзаж. Учителями мастера по МГХИ имени В. Сурикова были И. Грабарь, А. Дейнека, П. Покаржевский, М.Шемякин.
За 50 лет творческой деятельности И.В. Радоман внес весомую лепту в каждый из перечисленных видов и жанров искусства. Наряду со значимыми монументальными росписями он создал обширнейшую живописную галерею известных исторических личностей и представителей творческой интеллигенции, своих современников. В разные годы состоялись успешные персональные выставки мастера. Его произведения хранятся в ГТГ, ГИМ, ГМИ Узбекистана, ЦМ ВОВ, в частных собраниях.
  
Биографический очерк к катологу выставки ГМИ Востока
2004
Никита Иванов
«Виртуоз реалистического портрета»
 
Многие из нас, дабы не прослыть отсталыми и несовременными, спешат расписаться в любви к авангардному искусству, но каждый из нас заказывает свой портрет не сомнительному авангардисту, а виртуозу реалистического портрета.
/реплика критика/
 
Более десяти лет нет с нами художника Игоря Радомана - срок немалый для того, чтобы притупилось чувство потери, и срок достаточный для того, чтобы обострилось понимание значения и масштаба этой творческой личности, его места и роли в художественной культуре 2-й половины ХХ века. Дистанция в 10 лет, тем более проходящая через рубеж двух столетий, позволяет выявить наиболее ценное и сущностное качество этого художника в контексте метаний, поисков, сомнений и противоречий современного изобразительного искусства. И ценное качество живописи Игоря Радомана заключается в том, что наперекор актуальным, но часто бесплодным новациям, всяческим эффектным «имиджевым» позам и коммерческим ухищрениям единственная актуальность живописи этого мастера состоит в том, что она не перестает быть собственно живописью, не утрачивает своих первородных корней, не вторит модным кривляньям и пользуется неизменным успехом у тех, кто чтит профессионализм и мастерство непосредственно в искусстве, а не в «раскрутке», не в идеологических противопоставлениях и сугубо формалистических экспериментах...>>>
Основные эксперименты в творческой биографии Игоря Радомана состояли в выборе им своей приоритетной темы, своего главного жанра, своей уникальной стилевой системы. И эти эксперименты не слишком затянулись, а как-то целенаправленно и последовательно привели художника к тому, что в конечном результате составило его особенность, его самобытность, его заповедную зону в искусстве. А творческое становление в этом конкретном направлении началось довольно рано, еще в годы учебы.
Игорь Радоман окончил среднюю школу в Свердловске, где занимался в изокружке и, по отзывам одноклассников, много и хорошо рисовал, ни у преподавателей, ни у соучеников не вызывая сомнений в будущем призвании. В 1938 году он поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова на живописный факультет. С большой теплотой и благодарностью вспоминал Радоман своих педагогов И. Чекмазова, В. Фаворскую и П. Покаржевского, у которых учился первые два курса, И. Грабаря, который на первых порах дал молодому художнику краски, устроил его в общежитие, не раз помогал советом и делом. Сам пример Игоря Эммануиловича как прекрасного портретиста невольно способствовал будущему выбору ученика. Но окончил институт Радоман по мастерской монументальной живописи. Мастерскую вел А. Дейнека, прививший ученику одержимость искусством, любовь к разным материалам и техникам живописи, интерес к изучению старых мастеров, а также к новому пониманию задач и принципов монументального искусства в современном градостроительстве.
Дипломная работа И. Радомана получила оценку «отлично», а сам он - звание художника-живописца. Но еще задолго до окончания института состоялся его выставочный дебют: в 1945 году он участвовал в смотре сил художников Урала двумя портретами, заслужившими благоприятную оценку профессионалов и зрителей и положившими начало многолетнему портретному творчеству мастера.
Начиная с дипломного триптиха «Парад Победы» Радоман выполнил ряд росписей для архитектурных интерьеров. Эти работы художника отражали определенный этап советского монументального искусства 40-50-х годов. Художник с нарастающим мастерством работал в этой сфере творчества. Им были выполнены росписи для Государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского, Центрального Дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе, Дворца культуры химиков в Воскресенске, железнодорожного вокзала в Харькове, Одесского дома офицеров, станции московского метро «Киевская» и другие. Некоторые из них и поныне украшают помещения общественных зданий. И каждое из них укрепило и развило художественные способности мастера, подготовило его к более углубленной и самостоятельной деятельности, где уже не было обязательных соавторов (архитекторов, строителей, исполнителей), а приходилось оставаться один на один с чистым холстом, со своим индивидуальным творческим багажом.
Монументальное искусство в 60-е годы ХХ века призвало новых мастеров, с новым типом отношения к градостроительным перспективам, шла острая полемика о пресловутом, но так и не осуществленном «синтезе искусств». В этой переходной ситуации Игорь Радоман перестал заниматься монументальной живописью, по его словам, потому, что изменившийся стиль архитектуры поставил перед художниками совершенно иные задачи. Определенную роль сыграл здесь и субъективный фактор - тяга к станковым формам искусства и первые успехи в этой области. Но напряженная работа художника-монументалиста не прошла бесследно: она обострила композиционное чутье, дала хороший навык обращения с материалом, заложила основы мастерства в жанре сюжетно-тематической картины.
До 60-х годов Радоман делал в области портрета уже достаточно зрелые и успешные попытки, но наблюдался еще некоторый разброс профессиональных увлечений. Разносторонни интересы и направления творческой деятельности Игоря Радомана. Особенно это относится к первым десятилетиям его самостоятельного творческого пути. С 1948 по 1952 год он, по приглашению А.Дейнеки, занимался педагогической работой в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Параллельно, с 1948 и до последнего времени, выполнял заказы Живописного комбината Художественного фонда РСФСР. Художник делал обложки для журналов; занимался литографией - пять тиражей выдержали его графические портреты К. Маркса и Ф. Энгельса; с 1952 года художник работал по заказам Всесоюзной Торговой палаты, оформляя советские выставки для зарубежных зрителей.
Постепенно творческий диапазон Радомана, его заветные художественные интересы и предпочтения фокусируются на двух направлениях. С самого начала творческой деятельности Игорь Владимирович успешно и увлеченно занимается станковой живописью, систематически участвует в выставках. Незаурядный живописный темперамент, умение извлекать из многообразия натуры необходимые художнику сюжетные ситуации, увлеченность историческим материалом и интерес к пластическому существу и психологическому состоянию личности - все эти качества Радомана-станковиста находили воплощение в двух основных жанрах - в жанре сюжетно-тематической картины и в жанре портрета.
В композиционной картине художник трансформировал и творчески применял опыт монументальных росписей. В качестве примера можно вспомнить большое полотно «Песнь мира», посвященное Полю Робсону, созданное в начале 50-х годов в соавторстве с В. Поляковым и Э. Шацем. Эта работа особенно примечательна и интересна тем, что сегодня опыт «большой картины», многофигурного и многоярусного полотна почти утрачен и совершенно невостребован. Картинщиков уровня Игоря Радомана осталось мало и в нынешнем XXI веке перспективы этого жанра смутны и сомнительны.
Многие замечательные художники советского периода работали в так называемом «жанре вождя», пафосно это направление в искусстве называлось изобразительной Ленинианой. Отдал дань Лениниане и вообще портретной галерее советских государственных деятелей и Игорь Радоман. Автор хорошо умел не только блестяще закомпоновать воображаемую историческую сцену, но создать безупречные портретные характеристики, представить персонаж во всей портретной объемности и сложности.
Выше отмечалось, что еще в годы студенчества И.Радоман серьезно начинает заниматься портретной живописью. Образ человека являлся самым сильным магнитом для его творчества.
Более чем за 40 лет созданы сотни портретов, которые можно было бы разделить на три группы, отличающиеся друг от друга принципиальными задачами воплощения образа, выразительными средствами, характером модели, формой воздействия на зрителя. Хотя классификация эта во многом условна, но она помогает ориентироваться в многообразии портретных работ живописца.
Одна из групп как бы логически примыкает к представительности и исторической ответственности «советской картины», к портретированию деятеля, известного лица, человека, сыгравшего свою важную общественную роль в нашем государстве. Это группа, так называемых, репрезентативных портретов. Еще в 1945 году художник показал на выставке два портрета прославленных военачальников - маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. К образу мужественного, по преимуществу военного человека И. Радоман обращался много раз в своем творчестве. В последние зрелые годы им написаны портреты летчика гражданской авиации СССР, заслуженного летчика ГДР П. Минаева, Героя Социалистического Труда летчика Г. Никифорова, полковника авиации Героя Советского Союза С. Крамаренко, трижды Героя Советского Союза И. Кожедуба. Эти работы и аналогичные им составляют группу портретов, в которых образ человека характеризуется минимумом бытовых подробностей, сдержанностью фона, торжественностью ситуации. Подобно тому, как Грабарь - портретист в свое время написал ряд живописных полотен, посвященных деятелям русской культуры и искусства, его ученик также преуспел в создании галереи образов творческих личностей. Начал художник собирать эту уникальную галерею еще в самом начале пути. В 1944 году И. Радоман выполнил портрет писателя А. Серафимовича, положивший начало острому, внимательному интересу художника к людям высокого духовного строя - деятелям культуры и искусства. Группу этих портретов отличают свобода, раскованность поз портретируемых, акцентировка психологического состояния, разнообразие композиционных приемов. Среди них портрет студенческих лет, запечатлевший молодую актрису Л. Целиковскую, портрет выдающегося русского авиатора К. Арцеулова - внука И. Айвазовского, портрет-обобщение образа русской интеллигентки «Врач». К этой же группе следует отнести и портрет товарища по искусству Вл. Цигаля на фоне деревянной скульптуры, выполненный за несколько сеансов, портрет скульптора А. Посядо, изящной фигуркой лошадки подчеркивающий принадлежность модели к мастерам анималистического жанра.
Вспомним созданные в разные годы и объединенные между собой неподдельным интересом к личности творца такие красиво и основательно сделанные работы, как «Поэт Леонид Дербенев», «Профессор Г. Бартенев», «Фоторепортер Г. Корабельников»... И целая галерея художников, старших и младших современников, - А. Морозова, Е. Ильина, Ф. Малаева, М. Ласточкина, С. Щербакова, М. Народицкого, Ф. Лентулова. Но, пожалуй, одними из лучших в этом ряду произведений можно назвать портрет скульптора Валентины Шатуновской и портрет живописца Татьяны Радимовой, с которой автора связывала творческая дружба. Эти женские портреты перекидывают мостик к наиболее плодотворному пласту портретного искусства художника. Вот и третий, самый многочисленный и самый обаятельный раздел «портретной галереи» Игоря Радомана: женские и детские портреты, портреты друзей и близких, отмеченные простотой и душевностью, яркие по цвету, порой неожиданные по композиции, почти всегда дающие зрителю момент глубокого эмоционального общения с изображенным человеком. Эти портреты создавались художником живо, импульсивно - по первой потребности писать лицо близкого, любимого человека.
В разные годы неоднократно обращается И.Радоман к образу жены, воплощая его в портретах, тонких по передаче чувств и настроений. Меняются освещение, цветовая доминанта, манера письма, но ни на йоту не отступает портретист от высшей художественной правды в трактовке модели. Незаурядными живописными достоинствами обладают портреты дочери, внучки, ряд детских портретов и многие другие. Особеннно интересен для изучения, да и просто неторопливого созерцания, пластический феномен художника, создавшего свою живописную песнь на тему «Три возраста женщины», «три ипостаси красоты», воплощенную в целой сюите портретов жены, дочери и внучки.
Игорь Радоман жил и пользовался мастерской в доме на Беговой улице, где обитали многие художники, интересные люди творческих профессий, где друг друга знали, общались, поддерживали знакомство в течение многих лет. У художника не было недостатка в моделях. А когда круг знакомых исчерпывался, он приглашал в мастерскую новое лицо, очередной привлекательный для портретирования объект. Поэтому в этой большой группе камерных портретов живописца соседствовали поименованные в этикетках и безымянные персонажи. И все они были написаны магической кистью, в раскованной импровизированной манере. Полотна камерного цикла свидетельствуют о душевном здоровье и жизнерадостном восприятии художника, находящего глубокий смысл, непреходящую красоту и чистую гармонию в нежном взгляде женщины, в беззащитной улыбке ребенка, в уверенной позе мужских рук, в бесконечной ценности и загадочности человеческого лица. А когда у мастера отсутствовал нужный объект, было настроение раздумий и уединения, он писал автопортреты, подкреплял ими тесную галерею семьи, самого близкого круга людей. И в автопортретах Радомана очевидны приметы живописного священнодейства, а не штудийного тренажа. Впечатляют живописные фоны в портретах мастера, они как бы несут отсвет модели, символизируют своей экспрессивной массой особое психологическое состояние. Они никогда не бывают декоративными «обоями», а всегда являют собой часть плотного живописного пространства.
Когда Игорь Радоман переключался с портрета на натюрморт с цветами, тонкая нюансировка черт уступала место обобщенным ударам кисти, буйству красок, игре рефлексов, богатству оттенков и декоративных сочетаний. В подобные мгновения очарованности природой, букетами цветов, пиршеством красок, очевидно, автору этих великолепных букетов вспоминалась вдохновенная исповедь Грабаря: «Я писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары». Своеобразная черта этого художника – его мало интересовал пейзаж, природа, как один из главнейших объектов живописи на протяжении всей истории искусства. Хотя и в пейзаже сделано пусть количественно немного, но качественно, впечатляюще, поэтично - особенно хороши южные пейзажи раннего периода и поздние пейзажные композиции, созданные в великолепном дачном местечке Пески, близ древней Коломны. Раздумья и взвешивания были свойственны, однако, всей подготовительной работе И.Радомана. Наблюдать, анализировать, жадно впитывать аромат натуры художник никогда не уставал. Эта большая внутренняя работа и давала его последующим готовым произведениям впечатление легкости, красоты и свободы. Писать сразу «в холст» могут лишь немногие виртуозы. Свои портретные произведения, как правило, художник создавал без предварительных набросков и подготовительных этюдов. Только к монументальным росписям и сложным композиционным произведениям И.Радоман делал этюды в красках. Многие портреты возникали в два-три сеанса, их тона чистые, живые, легкие. Однако добиться такого ощущения полета и артистизма невозможно без постоянного изучения натуры с карандашом или кистью в руках.
В небольшой толстой папке - карандашные портреты жены, сестры, дочери, наброски, сделанные в больнице с того или иного заинтересовавшего художника лица. Эти зарисовски, как и все живописные произведения Игоря Владимировича Радомана, говорят о принятом им методе познания действительности искусством, который заключается в верности натуре - не как примитивной сумме предметов и явлений, а как живому источнику и священному образцу всякого настоящего искусства.
И историю своей жизни И.Радоман мог бы завершить признанием любимого учителя: «Свою благословенную профессию мы должны любить страстно и нежно, до самозабвения, как лучшую и единственную на свете». Это самая точная эпитафия к творчеству Игоря Радомана, потому что ее правоту и достоинство он подтвердил всей своей жизнью, десятками созданных произведений.
  
Основные даты жизни и творчества
 

1921

31 июля – родился в деревне Русино БССР.

1938

Окончил среднюю школу в Свердловске.

1938 – 1948

Учился в МГХИ им. Сурикова на факультете живописи (преподаватели: И. Грабарь, П. Покаржевский, М. Шемякин), с 3 курса на факультете монументального искусства у А.А. Дейнеки (диплом Парад победы премирован Худфондом РСФСР).
  
1947 – 1952         По приглашению А.А. Дейнеки преподавал в МИПИДИ живопись, рисунок, композицию и материалы...>>>

1944

Вступил в МТХ. Роспись московского планетария. Портрет писателя А.С. Серафимовича.

1945

Участие в выставке Уральских художников: ростовые портреты маршалов Советского Союза Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского.

1946, 1949

Портрет актрисы Л. Целиковской.

1948 – 1949

Картины для музеев Черноморского флота в Севастополе, Центрального военно-морского музея в Ленинграде, музея М.И. Калинина в Москве.

1949

Роспись ГИТИСа.

1950

Творческая командировка в Одессу с художниками В. Поляковым и Э. Шацем – совместная картина Песнь мира Роспись в Центральном доме Авиации и Космонавтики им. М.В. Фрунзе. Портрет летчика П. Нестерова.

1951

Роспись потолка Харьковского железнодорожного вокзала

1953

Две фрески для метро «Киевская» – радиальная.

1954

Панно для Исторического музея Воссоединение Украины с Россией в соавторстве с Горпенко А. и Опрышко Г.
Портрет Надежды Обуховой.

1952 – 1954

Работа во Всесоюзной Торговой палате. (1952 г. – росписи для Международной ярмарки в Лейпциге.
1954 г. – роспись аванзала Советской выставки в Пекине).

1955

Творческая командировка в Одессу – роспись в одесском Доме офицеров.

1962 – 1969

Историко-революционные картины. Портрет авиатора К. Арцеулова, внука И. Айвазовского. Портрет капитана Е. Кратинова .

1970 – 1979

Тематические картины. Портрет И.Н. Кожедуба, Вл.Е. Цигаля.

1981 – 1985

Поездки в дом творчества в Гурзуфе – морские пейзажи.

1981 – 1990

Картина Парад победы. Портрет композитора И. Бриля, писателя Вл. Солоухина. Работа в Песках над пейзажами, портретами, натюрмортами.

1968

Персональная выставка в кинотеатре «Темп».

1978

Персональная выставка в ЦДРИ.

1981

Персональная выставка в ЦДЛ.

1982

Присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

1992

3 апреля – скончался в Москве.

2004

Ретроспективная выставка в ГМИ Востока.

 

Участвовал в конкурсах и премирован Художественным фондом РСФР и МТХ. Награжден грамотами ЦК ВЛКСМ и Художественного фонда СССР.

 

Работы хранятся во многих музеях России и ближнего зарубежья, в том числе в ГТГ, ГИМ, ЦМ ВОВ, ГМИ Узбекистана, в частных коллекциях в России, США, Японии, Швеции, Италии.